воскресенье, 9 октября 2016 г.

Покатушки по Грузии. Военно-Грузинская дорога. От Лермонтова до Казбеги

"Мечта, которая сбылась". Так можно было бы начать этот пост про целый день путешествия по Военно-Грузинскому тракту. Тбилиси- Ананури-Гудаури-Казбеги-Тбилиси-Батуми. Как вам маршрут? И только для того, чтобы увидеть горы. И Крестовый перевал. И Гергети. И сторожевые башни на берегах Арагви и Куры. И места, описанные Лермонтовым (простите, что для меня не Пушкиным). А ведь эта поездка могла и не случиться, если бы не настойчивое желание посмотреть, а где же стоит Казебек и подняться в горы.

Хевское ущелье
Вид, который теперь всегда со мной
Еще на этапе подготовки поездки, этот"крюк" никуда не втискивался. При всей моей любви к оптимизации - выпирал неудобно.Стоял серьезный выбор: Батуми или Казбеги? К умным или к красивым? В горы или на море? Но не зря я изучала сложные математические модели и сетевое планирование) Втиснула! Вот в таком интенсивном ритме Тбилиси-Батуми через Казбеги (Степанцминда). И если сначала весь путь планировала проделать на маршрутках с рюкзаками, то звезды сжалились и сложились так, что наша дружная компания отправилась в поездку на арендованной ранее машине, Скажу честно -это было везение. На маршрутках и утомительно, и не посмотрели бы толком ничего. И так времени не хватило.

Военно Грузинская дорога памятник
Кавказ подо мною?) Знаю, знаю, что Пушкин!))
Ранее утро началось с мысли куда же пристроить 1,5 л вина - выпить не успели, таскать неудобно. Оставили в B&B в Тбилиси, в который собирались вернуться через несколько дней, и который нас жестоко надул потом с поселением.
На улице нас ожидал верный помощник RAV4, арендодатель Давид.и заказанный нам водитель. Водитель зачем? Очень уж хотелось быть свободными от руля, и иметь возможность тестировать в дороге вино.
Бока железного друга блестели чистотой, как и не было двух дней гонок в непогоду по дорогам Кахетии и марш-броска к Давид-Гареджи. Привет, товарищ по путешествию! Краткое обсуждение планов, прощание с Давидом - и в путь! Первый пункт - селфи: "я, Лермонтов и спустившиеся с гор овцы".

Грузия горы
Где-то там течет Арагви
В двух словах, пока мы едем по скучной пристоличной трассе, про альтернативные методы передвижения по Военно-Грузинской дороге. Это - уже упомянутая маршрутка. Стоит она всего 13 лари с человека в одну сторону + около 3-х часов пути. Останавливается возле Ананури для фотосета, вздохов и ахов. Про другие точки остановки не слышала. но, может, они и есть.Отправляется, традиционно, из Тбилиси от станции Дидубе. Трафик жесткий. В начале пути на дорожных раскладках полный ассортимент того, что предлагает гостеприимная Грузия заезжим гостям: вино, чурчхела, пастила. Что ни говори - основная транспортная артерия, соединяющая Грузию с Россией, Все для туристов! Далее - горы, виды и серпантин.

Жинвальское водохранилище
Видите, как низко стоит вода?
Короче говоря,если вы безлошадный, маршрутка - выход.
А мы пока останавливаемся возле высокой плотины Жинвальского водохранилища. Видно, насколько вода низко. Значит, виды Ананури будут подпорчены отсутствием водной глади. Да ничего!

Горы Кавказа
Что за олень? Не знаю. Снова легенда?
Жинвальское водохранилище - достаточно молодое гидрофикационное сооружение . Плотину высотой 100 м построили всего в 1985 году. Длина водоема получилась 14 километра, глубина - 75 метров, Отсюда берут воду для грузинской столицы. Насколько обосновано было строительство плотины? Я не знаю. Надеюсь, природе и людям ущерб не нанесли. Виды получились потрясающие.

Горы Кавказа
Эти мелкие ручьи вмиг превращаются в грозные реки
Движемся далее по дороге - цветущие абрикосы. И алыча. И еще что-то мне незнакомое. Глаз отдыхает. А я в ожидании Ананури, главного украшения Жинвальского водохранилища и важного опорного пункта грозных арагвских эриставов. Арагвское эриставство сформировалось в XIV веке после распада единого Грузинского царства и ослабления центральной власти. Оно представляло настолько мощную силу в древности, что не только успешно воевало  с соседними княжествами, но и принимало активное участие в возведении царей на трон.

Военно Грузинская дорога
Ананури, действительно, жемчужина страны
Ананури - церковь-крепость. Сначала она служила для охраны дороги в резиденцию князей Эристаи в Душети,потом для контроля единственной дороги, ведущей через Дарьяльское ущелье в Россию.
История у места, судя по легендам, кровавая. С осадами, поджогами, военными хитростями и кучей трупов. Архивных данных мало, до XVIII века их практически нет.  Самая жуткая легенда рассказывает про заживо сожженного в башне Шеуповари во время осады сына арагвского князя Утрута. Башня стояла потом замурованная 200 лет, до 1939 года. Когда ее вскрыли, внутри нашли обгоревшие кости детей и взрослых, остатки оружия и хозяйственных вещей.

Военно Грузинская дорога Ананури
Не знаю, та ли это башня, но место жутковаток
Во второй половине XVIII века крепость Ананури занял царь Кахетии Теймураз II, и объединил Восточную Грузию. После присоединения начале XIX века Грузии к России в Ананури разместили русский гарнизон, служивший опорным пунктом. С уходом русских военных частей крепость пришла в запустение. Но я не помню ни одного случая, чтобы располагавшиеся в исторических местах гарнизоны приносили им пользу. В Египетских мертвых городах войска просто жгли костры из мумий и уничтожали фрески. Так что Ананури еще повезло. Слава Богу, что тут не построили военный городок, планы которого уже даже были разработаны.

Военно Грузинская дорога Ананури
И как брать такие крепостные стены? А брали! Хитрость, смелостью, измором
По моим меркам, Ананури сохранилась прекрасно. От огромного комплекса до наших дней дошли крепостные стены с несколькими башнями, два купольных храма, колокольня и подсобные постройки. В крепости в древности был водопровод. Вода в хранилища,расположенные на территории комплекса, поступала из родника на ближайшей горе. И сейчас можно рассмотреть водопроводные трубы недалеко от башни Шеуповари.

Ананури, Военно Грузинская дорога
Если в Европе и Азии в кадре обязательно будут путешстевенники-китайцы, то тут все-все-се
Главное здание комплекса, церковь Успения Богородицы (мидзинеба), была построена в 1689 году. На фасаде храма - резные рельефы с изображениями святых, животных, цветов. Внутри -остатки красивых фресок и настенных росписей с изображением 13 святых отцов.

Ананури Грузия
Трон тоже имеет историю. А вот какую? Забыла!
Ананури Грузия
Те самые росписи
Второй храм на территории комплекса, церковь Спасителя (гвтаэба), - небольшое крестово-купольное здание с пристройкой 1674 года. Древнейшей постройкой комплекса является башня с пирамидальной крышей, основание которой относят к XVI веку.

Ананури, Военно Грузинская дорога
Стоит, как с иголочки. На радость нам
Людей в крепости немерено. из разных стран. Экскурсии на русском, английском, и даже была группка на украинском. Люди,как люди, лезут на стены. Ну и я, за компанию.

Ананури, Грузия
Обязательный элемент программы - залезть на стену и там застрять
И нельзя обойти вниманием рынок возле крепости. Еда,сувениры. Столько соблазнов примерить-попробовать-купить. Я зачем-то купила воду. Хотя, через несколько десятков километров по плану - источник и набор воды.

Военно Грузинская дорога Грузия
Эх, будь я писателем, такую бы легенду выдумала!
От Ананури достаточно резво набираем высоту. Машина сильная, водитель опытный. Есть возможность крутить головой по сторонам и фотографировать. Когда-то  в этом районе было много сторожевых башен. Сейчас остались единицы. Когда-то дорога была опасной. Сейчас ее стремятся сделать как можно более дружественной людям. А я не могу избавиться от мысли, что  провинившуюся знать в царской России.ссылали в неслабую красоту. Сейчас такую поездку называют "приключением". Да, конечно. тут было опасно. Как ни крути, война. Но после скромных ландшафтов средней полосы России, Кавказские горы - сильный эмоциональный раздражитель для впечатлительных натур. Практически, творческий отпуск за вдохновением. Надо бы перечитать биографии гениев литературы, что они говорят на эту тему. Чехова вот нашла, правда, он не ссыльный и не знать: "пережил я Военно-Грузинскую дорогу. Это сплошная поэзия, не дорога, а чудный фантастический рассказ, написанный Демоном, влюбленным в Тамару", а Горький, вообще, сказал, что ВГД сделала из него, бродяги, писателя.

Военно-Грузинская дорога Грузия
Самая вкусная еда в Грузии. Кроме хинкали, конечно
А вот и источник. И самая вкусная и дешевая (2 лари) в нашей поездке чурчхела. Набрали ее связками, чтобы подкрепляться в дороге. Набрали воды в бутылки, тут многие так делают, и отправились далее. Правильное место.

Военно-Грузинская дорога
Таким я увидела Гудаури.
Далее - странное место, Гудаури ( 2196 м над уровнем моря). Самый молодой горнолыжный курорт в стране. Основали его на стыке нескольких деревушек и назвали по имени одной из них. Я не лыжник, мне тяжело оценить его привлекательность для катания. Но сам курорт после австрийских и французских горных деревушек показался не очень уютным.
Вопреки распространенному мнению об основании курорта Михо, горнолыжную каталку тут обустраивают с 70-х годов прошлого века. На постройку первой и до сих пор здравствующей гостиницы, "Марко Поло", деньги (так и тянет сказать "деньги партии" - средства выделило советское правительство) нашел видный партийный деятель тех времен и правая рука Шеварнадзе Солико Хабеишвили. Будучи азартным альпинистом и лыжником, это как раз он выбрал склоны горы Кудеби из-за того, что на ней очень редко бывают лавины и почти всегда светит солнце. Актив Солико удержать не удалось. Как я понимаю, сначала он попал в тюрьму, потом, в черные кризисные времена его вообще расстреляли килеры.

Военно-Грузинская дорога
Сурово и лаконично
А вот развитие курорт и, практически, вторую жизнь, уже получил при Михо. Новые отели, трассы, подъемники.  Рекламные проспекты гласят, что в Гудаури 22 трассы протяженностью 50 км. А подъемники курорта могут одновременно обслуживать 11000 людей. Одновременно!

Военно-Грузинская дорога
Самый неприятный кусок дороги, да еще с такими столбиками
А что же дорога? Самый сложный и крутой кусок, на мой взгляд, как раз ведет от долины Арагви до Гудаури - достаточно резкий набор высоты, серпантин. Это - знаменитый Млетский спуск. Строили его ценой жизни местных. Цитирую грузинского писателя Илью Арджеванидзе: «Много людского труда, жизней и средств было затрачено на проведение Военно-Грузинской дороги. Рабочих приходилось привязывать к канатам и спускать над бездной в обрыв, чтобы они могли вырубать в скалах ступени, на которых можно было бы стоять и работать». Это было именно тут. И именно тут я видела несколько кусков с поплывшей дорогой, хотя читала, что такая беда будет дальше.

Военно-Грузинская дорога
В поисках пернатых. Мы к ним сейчас присоединимся
Военно-Грузинская дорога и сейчас опасна внезапными лавинами, оползнями,селями. То тут, то там постоянно происходит какой-либо природный катаклизм. И дорогу закрывают до устранения последствий бедствия. Этим летом,кстати, сошедший сель сильно подпортил дорогу. А что поражает больше всего, ограждения на этом опасном пути установили всего несколько десятилетий назад.

Военно-Грузинская дорога
Пушка,а не фотоаппарат!
Не доезжая до Крестового, тормозим. Путешественники-фотографы из Швеции, гоняются за орлами. Интересное чувство, когда птица парит под тобой. Конечно, у нас не их телевики. Но к фотоохоте на виды присоединяемся. Когда-тона Кавказе бушевала бурная геологическая жизнь. При неспешности и жалении можно увидеть 7 потухших вулканов на Кельском плато, их называют "Семь братьев". А можно вспомнить легенду о сказочном властелине Гуд-горы, могучем старце Гуде, Он прославился среди горцев  добрыми делами, обезумел от безответной любви к некой Нино. И когда девушка рассорилась с молодым возлюбленным, он так обрадованно хохотал, что раскаты громового смеха трясли окрестные горы, и с них срывались огромные камни. Их и сейчас видно.

Военно-Грузинская дорога
Виды с горы
Вернемся к дороге? Переход через горы тут был с самых древних времен. Его описание имеется ещё у древних греков. В I веке до нашей эры  греческий путешественник и историк Страбон побывал в Иберии и написал в отчете, что "этот путь, проложенный по горам, тяжёл и суров, так как следующий по нему должен взойти на вершины по узеньким тропкам, на которых не могут разойтись два человека". Далее дорогу развивал Давид Строитель, потом реконструкция и расширение пути продолжилось после присоединения Грузии Россией в 18 веке. Хотя и после передвижение оставалось трудным. Первый караван но "новой" дороге был в пути месяц! Сейчас дорога занимает где-то 5-6 часов до Владикавказа. Только в 1814 году разрешили движение экипажей, Строили и обслуживали дорогу, естественно, местные. Естественно, что под руководством приезжих специалистов.

Кавказ горы
Рай и ад
Крестовый перевал - самая высокая точка дороги — 2395 м над уровне моря. Название не случайно. Существует давняя традиция устанавлисть кресты именно на этом перевале). Впервые его поставил царь Кир, чтобы распинать на нём скифов. Второй раз в XI веке крест воздвиг Давид Строитель, занимавшийся не только строительством грузинского государства, но и развитием Военно-Грузинской дороги. Его крест тоже не сохранился. Третий крест уже устанавливал уже генерал А. Л. Ермолов.

Военно-Грузинская дорога
Прекрасное и ужасное
Сам перевал - это высокогорная седловина, водораздел Терека, текущего на север и Арагви, текущей на юг. Во времена Союза тут появилась обзорная площадка, отношение к которой я так и не сформировала. С одной стороны - прекрасный образец мозаичного советского искусства, с другой - сама конструкция странновато-чужеродная и очень уж идеологическая. В любом случае, хорошо, что сохранилась. Историю из слов не выкинешь)

Военно-Грузинская дорога
Без ружья наш человек никак! Обязательно влепит
На Крестовом перевале, естественно, тоже рынок. И холодно. Но тут рынок кажется грязным и инородным. Зато чистыми кажутся зеленая трава и белый снег. Иллюзия! Трава оказалась мокрой и с лужами, а снег провалился в мокрую кашу.) Вот так, набрав в кроссовки воды, возвращаюсь обратно.

Кажется, горы мне у лицу)
Военно-Грузинская дорога
Чуть в сторону - целина, природа, спокойствие
Круглое по форме озеро внизу - это водозабор для электростанции. Редкий позитивный пример, как можно "украсить" природу
Военно-Грузинская дорога
Око земли
А мы снова карабкаемся в гору. Вот она, обзорная площадка, внизу.

Кавказ, Крестовый перевал
Идем к самому хребту
Погода и виды меняются ежесекундно. И я искренне радуюсь, что обещанный прогнозом дождь и тучи пока не пришли. Было бы обидно ничего из этого не увидеть.

Кавказ, горы
Летом бы точно тут прошла пешком. Сейчас - мокро
И еще нам везет, что ВГД работает круглогодчно. Есть не менее интересные живописные дороги в Альпах,которые открываются только на летний период. Например,по панорамной дороге Großglockner я так пока не проехала.Как мы в Австрии- так она закрыта!

Кавказ Грузия
Май, говорите? У нас еще снег!
Спуск с перевала идет по Байдарскому ущелью, знаменитому горными обвалами и лавинами. Поэтому на Военно-Грузинской дороге построены бесконечные бетонные коридоры и галереи. Зимой проехать можно только через них.Летом открывают и "внешние" дороги. В галлереях "каплет".  Байдарское и особенно Трусовское ущелья известны многочисленными минеральными источниками типа нарзан. 

Военно-Грузинская дорога
А что тут зимой творится? Почти лето...
Один из источников образует небольшое озерцо, в 80 м выше дороги. Скалы желтые от текущей по ним минеральной воды. Тут часто тоже останавливаются попить нарзанчика. А меня больше воодушевляет снег высотой с нашу машину и дорожные сооружения.

Горы Грузия
Полотно висит на подпорочках. 
Кавказ Грузия
Спуск. Автобусы, фуры - активные участники ДД
Тут уже открыт "летник".

Кавказ, Грузия
Летник по-грузински
В Швейцариях-Австриях вместо хлипких столбиков по бокам уже бы стояли серьезные отбойники. Но, спасибо, что хоть такие есть. Вообще, от Крестового перевала это самая безжизненная и марсианская часть пути. Ничего не растет. Ни людей, ни селений, ни живности.

Кавказ Грузия
Были времена - машины с дороги сносили внезапные сели и лавины
Гурзия
Так защищают дорогу от лавы. Но как это строили? Не понимаю
Почему-то я считала, что после Крестового перевала сразу же скоро будет и Степанцминда. Ан нет! Едем и едем.

Грузия, горы
И что же там, за поворотом?
За очередным поворот вылетаем в хвост огромной пробки из фур.
-Что такое? Авария? Наивно интересуемся мы
- Не пропускают через Верхний Ларс, - уточняют водители. Недавно вот перекрыли. Пробка только стала собираться.
Ничего себе "только". Минимум, 5 км из того,что мы видели (до Степанцминды). А что же тогда "давно стоим"?

Хевское ущелье
Хевское ущелье. Хотя, по мне, просто долина
Появляется жизнь и селения. Как я поняла, это уже знаменитое Хевское ущелье. Жаль,нет времени на остановку.Для нормального маршрута по Грузии мне не хватило 3-5 дополнительных дней, один из которых потратила бы тут, в Казбеги и окрестностях.

Хевское ущелье
Хевское ущелье
Еще одна сторожевая башня. В древности их использовали как сигнальную систему оповещения об опасности. Зажигали огонь от одной до следующей.

Хевское ущелье
Где-то тут отец Федор из 12 стульев украл колбасу у Оси и Кисы
А мы приближаемся к запланированной точке пути и ахаем от открывшейся красоты.
-А что за гора перед нами?
- А кто его знает, Просто безымянная.
Благословенна земля,где даже виды такой красоты - безымянные...
Еще каких-то 15 минут и мы достигнем цели нашего пути, познакомимся с Александром, пересядем в другой джип, и отправимся на Гергети.
За чем, собственно, сюда и ехали удивительных по эмоциям и ощущениям три часа.
Жаль, нет времени сделать еще маленький крюк к Дарьяльскому ущелью.Слово-то какое вкусное! Дарьял! Оставлю как-нибудь на потом.

Грузия Военно Грузинская дорога
Лучше гор могут быть только виды гор. Я вернусь!

Покатушки по Грузии

Хевское ущельеОтправиться в Грузию.Как и зачем?

Из Тбилиси в Гори              Военно-Грузинская дорога
Боржоми                             Степанцминда
Вардзия                               Батуми
Ахалцихе                             Мцхета
Сигнахи

2 комментария:

  1. "Лермонтов с овцами" и "Тёти с чучхелой" - 10 баллов из 10 за репортажный снимок. :) И, конечно же, все остальные снимки - вот она потрясающая Грузия! :)

    Мы, когда в прошлом году в Гималаи в Индии ездили, тоже пришлось делать большой крюк и делать спецразрашения для штата Сикким. Но все трудности путешествия стоили тех сказочных видов... Сейчас вижу, что Грузия - наверное, более дешевая и быстрая альтернатива Гималаям. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Гималаи, думаю,более впечатляющи. Но я там еще не была( Только любовалась Вашим маршрутом

      Удалить

Если вам есть что добавить, о чем спросить, прокомментировать и просто поговорить - напишите ваш комментарий

Делитесь, обсуждайте в соцсетях.