"Мечта, которая сбылась". Так можно было бы начать этот пост про целый день путешествия по Военно-Грузинскому тракту. Тбилиси- Ананури-Гудаури-Казбеги-Тбилиси-Батуми. Как вам маршрут? И только для того, чтобы увидеть горы. И Крестовый перевал. И Гергети. И сторожевые башни на берегах Арагви и Куры. И места, описанные Лермонтовым (простите, что для меня не Пушкиным). А ведь эта поездка могла и не случиться, если бы не настойчивое желание посмотреть, а где же стоит Казебек и подняться в горы.
|
Вид, который теперь всегда со мной |
Еще на этапе подготовки поездки, этот"крюк" никуда не втискивался. При всей моей любви к оптимизации - выпирал неудобно.Стоял серьезный выбор: Батуми или Казбеги? К умным или к красивым? В горы или на море? Но не зря я изучала сложные математические модели и сетевое планирование) Втиснула! Вот в таком интенсивном ритме Тбилиси-Батуми через Казбеги (Степанцминда). И если сначала весь путь планировала проделать на маршрутках с рюкзаками, то звезды сжалились и сложились так, что наша дружная компания отправилась в поездку на арендованной ранее машине, Скажу честно -это было везение. На маршрутках и утомительно, и не посмотрели бы толком ничего. И так времени не хватило.
|
Кавказ подо мною?) Знаю, знаю, что Пушкин!)) |
Ранее утро началось с мысли куда же пристроить 1,5 л вина - выпить не успели, таскать неудобно. Оставили в B&B в Тбилиси, в который собирались вернуться через несколько дней, и который нас
жестоко надул потом с поселением.
На улице нас ожидал верный помощник RAV4, арендодатель Давид.и заказанный нам водитель. Водитель зачем? Очень уж хотелось быть свободными от руля, и иметь возможность тестировать в дороге вино.
Бока железного друга блестели чистотой, как и не было двух дней гонок в непогоду по дорогам
Кахетии и марш-броска к
Давид-Гареджи. Привет, товарищ по путешествию! Краткое обсуждение планов, прощание с Давидом - и в путь! Первый пункт - селфи: "я, Лермонтов и спустившиеся с гор овцы".
|
Где-то там течет Арагви |
В двух словах, пока мы едем по скучной пристоличной трассе, про альтернативные методы передвижения по Военно-Грузинской дороге. Это - уже упомянутая маршрутка. Стоит она всего 13 лари с человека в одну сторону + около 3-х часов пути. Останавливается возле Ананури для фотосета, вздохов и ахов. Про другие точки остановки не слышала. но, может, они и есть.Отправляется, традиционно, из Тбилиси от станции Дидубе. Трафик жесткий. В начале пути на дорожных раскладках полный ассортимент того, что предлагает гостеприимная Грузия заезжим гостям: вино, чурчхела, пастила. Что ни говори - основная транспортная артерия, соединяющая Грузию с Россией, Все для туристов! Далее - горы, виды и серпантин.
|
Видите, как низко стоит вода? |
Короче говоря,если вы безлошадный, маршрутка - выход.
А мы пока останавливаемся возле высокой плотины Жинвальского водохранилища. Видно, насколько вода низко. Значит, виды Ананури будут подпорчены отсутствием водной глади. Да ничего!
|
Что за олень? Не знаю. Снова легенда? |
Жинвальское водохранилище - достаточно молодое гидрофикационное сооружение . Плотину высотой 100 м построили всего в 1985 году. Длина водоема получилась 14 километра, глубина - 75 метров, Отсюда берут воду для грузинской столицы. Насколько обосновано было строительство плотины? Я не знаю. Надеюсь, природе и людям ущерб не нанесли. Виды получились потрясающие.
|
Эти мелкие ручьи вмиг превращаются в грозные реки |
Движемся далее по дороге - цветущие абрикосы. И алыча. И еще что-то мне незнакомое. Глаз отдыхает. А я в ожидании Ананури, главного украшения Жинвальского водохранилища и важного опорного пункта грозных арагвских эриставов. Арагвское эриставство сформировалось в XIV веке после распада единого Грузинского царства и ослабления центральной власти. Оно представляло настолько мощную силу в древности, что не только успешно воевало с соседними княжествами, но и принимало активное участие в возведении царей на трон.
|
Ананури, действительно, жемчужина страны |
Ананури - церковь-крепость. Сначала она служила для охраны дороги в резиденцию князей Эристаи в Душети,потом для контроля единственной дороги, ведущей через Дарьяльское ущелье в Россию.
История у места, судя по легендам, кровавая. С осадами, поджогами, военными хитростями и кучей трупов. Архивных данных мало, до XVIII века их практически нет. Самая жуткая легенда рассказывает про заживо сожженного в башне Шеуповари во время осады сына арагвского князя Утрута. Башня стояла потом замурованная 200 лет, до 1939 года. Когда ее вскрыли, внутри нашли обгоревшие кости детей и взрослых, остатки оружия и хозяйственных вещей.
|
Не знаю, та ли это башня, но место жутковаток |
Во второй половине XVIII века крепость Ананури занял царь Кахетии Теймураз II, и объединил Восточную Грузию. После присоединения начале XIX века Грузии к России в Ананури разместили русский гарнизон, служивший опорным пунктом. С уходом русских военных частей крепость пришла в запустение. Но я не помню ни одного случая, чтобы располагавшиеся в исторических местах гарнизоны приносили им пользу. В Египетских мертвых городах войска просто жгли костры из мумий и уничтожали фрески. Так что Ананури еще повезло. Слава Богу, что тут не построили военный городок, планы которого уже даже были разработаны.
|
И как брать такие крепостные стены? А брали! Хитрость, смелостью, измором |
По моим меркам, Ананури сохранилась прекрасно. От огромного комплекса до наших дней дошли крепостные стены с несколькими башнями, два купольных храма, колокольня и подсобные постройки. В крепости в древности был водопровод. Вода в хранилища,расположенные на территории комплекса, поступала из родника на ближайшей горе. И сейчас можно рассмотреть водопроводные трубы недалеко от башни Шеуповари.
|
Если в Европе и Азии в кадре обязательно будут путешстевенники-китайцы, то тут все-все-се |
Главное здание комплекса, церковь Успения Богородицы (мидзинеба), была построена в 1689 году. На фасаде храма - резные рельефы с изображениями святых, животных, цветов. Внутри -остатки красивых фресок и настенных росписей с изображением 13 святых отцов.
|
Трон тоже имеет историю. А вот какую? Забыла! |
|
Те самые росписи |
Второй храм на территории комплекса, церковь Спасителя (гвтаэба), - небольшое крестово-купольное здание с пристройкой 1674 года. Древнейшей постройкой комплекса является башня с пирамидальной крышей, основание которой относят к XVI веку.
|
Стоит, как с иголочки. На радость нам |
Людей в крепости немерено. из разных стран. Экскурсии на русском, английском, и даже была группка на украинском. Люди,как люди, лезут на стены. Ну и я, за компанию.
|
Обязательный элемент программы - залезть на стену и там застрять |
И нельзя обойти вниманием рынок возле крепости. Еда,сувениры. Столько соблазнов примерить-попробовать-купить. Я зачем-то купила воду. Хотя, через несколько десятков километров по плану - источник и набор воды.
|
Эх, будь я писателем, такую бы легенду выдумала! |
От Ананури достаточно резво набираем высоту. Машина сильная, водитель опытный. Есть возможность крутить головой по сторонам и фотографировать. Когда-то в этом районе было много сторожевых башен. Сейчас остались единицы. Когда-то дорога была опасной. Сейчас ее стремятся сделать как можно более дружественной людям. А я не могу избавиться от мысли, что провинившуюся знать в царской России.ссылали в неслабую красоту. Сейчас такую поездку называют "приключением". Да, конечно. тут было опасно. Как ни крути, война. Но после скромных ландшафтов средней полосы России, Кавказские горы - сильный эмоциональный раздражитель для впечатлительных натур. Практически, творческий отпуск за вдохновением. Надо бы перечитать биографии гениев литературы, что они говорят на эту тему. Чехова вот нашла, правда, он не ссыльный и не знать: "пережил я Военно-Грузинскую дорогу. Это сплошная поэзия, не дорога, а чудный фантастический рассказ, написанный Демоном, влюбленным в Тамару", а Горький, вообще, сказал, что ВГД сделала из него, бродяги, писателя.
|
Самая вкусная еда в Грузии. Кроме хинкали, конечно |
А вот и источник. И самая вкусная и дешевая (2 лари) в нашей поездке чурчхела. Набрали ее связками, чтобы подкрепляться в дороге. Набрали воды в бутылки, тут многие так делают, и отправились далее. Правильное место.
|
Таким я увидела Гудаури. |
Далее - странное место, Гудаури ( 2196 м над уровнем моря). Самый молодой горнолыжный курорт в стране. Основали его на стыке нескольких деревушек и назвали по имени одной из них. Я не лыжник, мне тяжело оценить его привлекательность для катания. Но сам курорт после австрийских и французских горных деревушек показался не очень уютным.
Вопреки распространенному мнению об основании курорта Михо, горнолыжную каталку тут обустраивают с 70-х годов прошлого века. На постройку первой и до сих пор здравствующей гостиницы, "Марко Поло", деньги (так и тянет сказать "деньги партии" - средства выделило советское правительство) нашел видный партийный деятель тех времен и правая рука Шеварнадзе Солико Хабеишвили. Будучи азартным альпинистом и лыжником, это как раз он выбрал склоны горы Кудеби из-за того, что на ней очень редко бывают лавины и почти всегда светит солнце. Актив Солико удержать не удалось. Как я понимаю, сначала он попал в тюрьму, потом, в черные кризисные времена его вообще расстреляли килеры.
|
Сурово и лаконично |
А вот развитие курорт и, практически, вторую жизнь, уже получил при Михо. Новые отели, трассы, подъемники. Рекламные проспекты гласят, что в Гудаури 22 трассы протяженностью 50 км. А подъемники курорта могут одновременно обслуживать 11000 людей. Одновременно!
|
Самый неприятный кусок дороги, да еще с такими столбиками |
А что же дорога? Самый сложный и крутой кусок, на мой взгляд, как раз ведет от долины Арагви до Гудаури - достаточно резкий набор высоты, серпантин. Это - знаменитый Млетский спуск. Строили его ценой жизни местных. Цитирую грузинского писателя Илью Арджеванидзе: «Много людского труда, жизней и средств было затрачено на проведение Военно-Грузинской дороги. Рабочих приходилось привязывать к канатам и спускать над бездной в обрыв, чтобы они могли вырубать в скалах ступени, на которых можно было бы стоять и работать». Это было именно тут. И именно тут я видела несколько кусков с поплывшей дорогой, хотя читала, что такая беда будет дальше.
|
В поисках пернатых. Мы к ним сейчас присоединимся |
Военно-Грузинская дорога и сейчас опасна внезапными лавинами, оползнями,селями. То тут, то там постоянно происходит какой-либо природный катаклизм. И дорогу закрывают до устранения последствий бедствия. Этим летом,кстати, сошедший сель сильно подпортил дорогу. А что поражает больше всего, ограждения на этом опасном пути установили всего несколько десятилетий назад.
|
Пушка,а не фотоаппарат! |
Не доезжая до Крестового, тормозим. Путешественники-фотографы из Швеции, гоняются за орлами. Интересное чувство, когда птица парит под тобой. Конечно, у нас не их телевики. Но к фотоохоте на виды присоединяемся. Когда-тона Кавказе бушевала бурная геологическая жизнь. При неспешности и жалении можно увидеть 7 потухших вулканов на Кельском плато, их называют "Семь братьев". А можно вспомнить легенду о сказочном властелине Гуд-горы, могучем старце Гуде, Он прославился среди горцев добрыми делами, обезумел от безответной любви к некой Нино. И когда девушка рассорилась с молодым возлюбленным, он так обрадованно хохотал, что раскаты громового смеха трясли окрестные горы, и с них срывались огромные камни. Их и сейчас видно.
|
Виды с горы |
Вернемся к дороге? Переход через горы тут был с самых древних времен. Его описание имеется ещё у древних греков. В I веке до нашей эры греческий путешественник и историк Страбон побывал в Иберии и написал в отчете, что "этот путь, проложенный по горам, тяжёл и суров, так как следующий по нему должен взойти на вершины по узеньким тропкам, на которых не могут разойтись два человека". Далее дорогу развивал Давид Строитель, потом реконструкция и расширение пути продолжилось после присоединения Грузии Россией в 18 веке. Хотя и после передвижение оставалось трудным. Первый караван но "новой" дороге был в пути месяц! Сейчас дорога занимает где-то 5-6 часов до Владикавказа. Только в 1814 году разрешили движение экипажей, Строили и обслуживали дорогу, естественно, местные. Естественно, что под руководством приезжих специалистов.
|
Рай и ад |
Крестовый перевал - самая высокая точка дороги — 2395 м над уровне моря. Название не случайно. Существует давняя традиция устанавлисть кресты именно на этом перевале). Впервые его поставил царь Кир, чтобы распинать на нём скифов. Второй раз в XI веке крест воздвиг Давид Строитель, занимавшийся не только строительством грузинского государства, но и развитием Военно-Грузинской дороги. Его крест тоже не сохранился. Третий крест уже устанавливал уже генерал А. Л. Ермолов.
|
Прекрасное и ужасное |
Сам перевал - это высокогорная седловина, водораздел Терека, текущего на север и Арагви, текущей на юг. Во времена Союза тут появилась обзорная площадка, отношение к которой я так и не сформировала. С одной стороны - прекрасный образец мозаичного советского искусства, с другой - сама конструкция странновато-чужеродная и очень уж идеологическая. В любом случае, хорошо, что сохранилась. Историю из слов не выкинешь)
|
Без ружья наш человек никак! Обязательно влепит |
На Крестовом перевале, естественно, тоже рынок. И холодно. Но тут рынок кажется грязным и инородным. Зато чистыми кажутся зеленая трава и белый снег. Иллюзия! Трава оказалась мокрой и с лужами, а снег провалился в мокрую кашу.) Вот так, набрав в кроссовки воды, возвращаюсь обратно.
|
Кажется, горы мне у лицу) |
|
Чуть в сторону - целина, природа, спокойствие |
Круглое по форме озеро внизу - это водозабор для электростанции. Редкий позитивный пример, как можно "украсить" природу
|
Око земли |
А мы снова карабкаемся в гору. Вот она, обзорная площадка, внизу.
|
Идем к самому хребту |
Погода и виды меняются ежесекундно. И я искренне радуюсь, что обещанный прогнозом дождь и тучи пока не пришли. Было бы обидно ничего из этого не увидеть.
|
Летом бы точно тут прошла пешком. Сейчас - мокро |
И еще нам везет, что ВГД работает круглогодчно. Есть не менее интересные живописные дороги в Альпах,которые открываются только на летний период. Например,по панорамной дороге Großglockner я так пока не проехала.Как мы в Австрии- так она закрыта!
|
Май, говорите? У нас еще снег! |
Спуск с перевала идет по Байдарскому ущелью, знаменитому горными обвалами и лавинами. Поэтому на Военно-Грузинской дороге построены бесконечные бетонные коридоры и галереи. Зимой проехать можно только через них.Летом открывают и "внешние" дороги. В галлереях "каплет". Байдарское и особенно Трусовское ущелья известны многочисленными минеральными источниками типа нарзан.
|
А что тут зимой творится? Почти лето... |
Один из источников образует небольшое озерцо, в 80 м выше дороги. Скалы желтые от текущей по ним минеральной воды. Тут часто тоже останавливаются попить нарзанчика. А меня больше воодушевляет снег высотой с нашу машину и дорожные сооружения.
|
Полотно висит на подпорочках. |
|
Спуск. Автобусы, фуры - активные участники ДД |
Тут уже открыт "летник".
|
Летник по-грузински |
В Швейцариях-Австриях вместо хлипких столбиков по бокам уже бы стояли серьезные отбойники. Но, спасибо, что хоть такие есть. Вообще, от Крестового перевала это самая безжизненная и марсианская часть пути. Ничего не растет. Ни людей, ни селений, ни живности.
|
Были времена - машины с дороги сносили внезапные сели и лавины |
|
Так защищают дорогу от лавы. Но как это строили? Не понимаю |
Почему-то я считала, что после Крестового перевала сразу же скоро будет и Степанцминда. Ан нет! Едем и едем.
|
И что же там, за поворотом? |
За очередным поворот вылетаем в хвост огромной пробки из фур.
-Что такое? Авария? Наивно интересуемся мы
- Не пропускают через Верхний Ларс, - уточняют водители. Недавно вот перекрыли. Пробка только стала собираться.
Ничего себе "только". Минимум, 5 км из того,что мы видели (до Степанцминды). А что же тогда "давно стоим"?
|
Хевское ущелье. Хотя, по мне, просто долина |
Появляется жизнь и селения. Как я поняла, это уже знаменитое Хевское ущелье. Жаль,нет времени на остановку.Для нормального маршрута по Грузии мне не хватило 3-5 дополнительных дней, один из которых потратила бы тут, в Казбеги и окрестностях.
|
Хевское ущелье |
Еще одна сторожевая башня. В древности их использовали как сигнальную систему оповещения об опасности. Зажигали огонь от одной до следующей.
|
Где-то тут отец Федор из 12 стульев украл колбасу у Оси и Кисы |
А мы приближаемся к запланированной точке пути и ахаем от открывшейся красоты.
-А что за гора перед нами?
- А кто его знает, Просто безымянная.
Благословенна земля,где даже виды такой красоты - безымянные...
Еще каких-то 15 минут и мы достигнем цели нашего пути, познакомимся с Александром, пересядем в другой джип, и отправимся на Гергети.
За чем, собственно, сюда и ехали удивительных по эмоциям и ощущениям три часа.
Жаль, нет времени сделать еще маленький крюк к Дарьяльскому ущелью.Слово-то какое вкусное! Дарьял! Оставлю как-нибудь на потом.
|
Лучше гор могут быть только виды гор. Я вернусь! |
Покатушки по Грузии
"Лермонтов с овцами" и "Тёти с чучхелой" - 10 баллов из 10 за репортажный снимок. :) И, конечно же, все остальные снимки - вот она потрясающая Грузия! :)
ОтветитьУдалитьМы, когда в прошлом году в Гималаи в Индии ездили, тоже пришлось делать большой крюк и делать спецразрашения для штата Сикким. Но все трудности путешествия стоили тех сказочных видов... Сейчас вижу, что Грузия - наверное, более дешевая и быстрая альтернатива Гималаям. :)
Гималаи, думаю,более впечатляющи. Но я там еще не была( Только любовалась Вашим маршрутом
Удалить