Франция. Нормандия. Сады Живерни весной

Giverny
giverny.org

У каждого путешествия есть экватор. Это еще не конец увлекательного приключения, но уже начало конца… Не всегда экватор – это середина трипа, но это именно тот момент, когда ты добрался до крайней запланированной точки и все, что будешь посещать дальше, - это уже дорога назад.
Наш экватор наступил в Онфлере, где мы провели три классных дня, и откуда теперь едем назад, в Париж, по дороге имея в планах еще два очень симпатичных туристических объекта. Первый из них – уже "посещенный" Руан. Второй - деревня Живерни, которая неожиданно для себя лет 50 назад стала, - прошу не смеяться, я чуть ли не в каждом посте про Бретань и Нормандию, упоминаю эту мантру, - стала местом паломничества любителей импрессионизма.

Живерни
Живерни. Музей Клода Моне
Дело в том, что в 1883 Живерни переехал «на постоянное место жительства» обремененный женой, Алисой Гошеде, и немыслимой для современного человека кучей своих и приемных детей – количеством аж восемь душ, еще не очень богатый, не очень знаменитый, художник Клод Моне.
Для признания импрессионизма, Моне сделал неимоверно много. Это благодаря его талантливому маркетинговому предложению провести большой совместный салон импрессионистов, о разрозненных художниках заговорили как о направлении в живописи, а не как об отдельных городских сумасшедших. Моне много работал над цветом и со цветом, изучая блики, отображение в воде и ее переменчивый цвет. Детей надо было кормить, для работы иметь уютное пристанище. Дешевое Живерни с живописными окрестностями подходило под цели художника очень даже.

Где-то в Живерни
И это Живерни
А тут даже можно переночевать! Но дорого
Тем более, деньги у художника все же водились. К моменту переезда Моне уже стал неплохо зарабатывать. По мере того как денег становилось больше, Моне смог в 1890 году выкупить арендуемый им в селе домик с огородиком и заняться его благоустройством.

Дом Клода Моне со семейством
В Живерни, кроме увлечения живописью, художник безумно увлекся… садоводством..
Планировка сада, созданного Моне, была продумана до мелочей. Прежде всего Моне срубил аллею елей и кипарисов, назвав ее слишком унылой. Высокие пни, сохранившиеся после уничтожения аллеи, стали использоваться как подпорки для кустов вьющегося шиповника, которые вскоре сомкнулись и превратили тропинку от дома к воротам в зеленый тоннель, украшенный цветами.
Позже, когда пни разрушились, Моне заменил их металлическими дужками.

Живерни. Сады Моне
Живерни. Сад Моне
Плохо относясь к большим декоративным клумбам, которые были модны во Франции в то время, он рассаживал цветы кучно или же в виде бордюров. Причем, цветы подбирались им по времени цветению и по цвету. Моне использовал опыт художника, миксуя живые растения. Кстати, вы знаете, что Моне краски не смешивал?

Живерни. Сад Моне
Живерни. Я просто фанатею от этих тюльпанов
Живерни. Сад Моне
Живерни. Как вам эта живая композиция?
Живерни. Сад Моне
Живерни: миксуем все, что цветет, по гамме!
Живерни. Сад Моне
Живерни! Привет, я жизнерадостный
В 1893 году Моне расширил свои владения, прикупив находящийся с другой стороны железной дороги участок болотистой земли. Здесь протекал небольшой ручей, перегородив который художник при поддержке местных властей создал небольшой пруд, который он потом рисовал, рисовал, рисовал целых 20 лет!

Живерни. Сад Моне
Живерни. Сад Моне. Южная часть
Живерни. Сад Моне
Живерни. Сад Моне. Тут было болото
Болото "уехало" - лягушки остались
В водоеме были высажены нимфеи разных сортов, по берегам – плакучие ивы, бамбук, ирисы, рододендроны, розы.

Живерни. Бамбук, господа!
Живерни
Живерни. Родеоендроны
Через пруд переброшено несколько мостиков, самый известный из которых – японский мостик, увитый глицинией. Его Моне рисовал особенно часто.

Живерни. Сад Моне
Живерни. Японский мостик
А еще тут Моне рисовал свои кувшинки. Бесконечно рисовал. Под старость лет у него стало портиться зрения, мешала катаракта. Моне видел цвета уже совсем по-другому. Но, как ни удивительно, его картины стали еще больше возрастать в цене.
Сейчас кувшинки (несколько картин немыслимых размеров) хранятся в музее Оранжерея в Париже. Мы и его посетили. Позже, конечно.

Одни из кувшинок. А их много
Ветка местной железной дороги, проходившая через участок, постепенно трансформировалась в автомобильное шоссе, разбивающее парк на две части: северную и южную.
В северной части парка (Clos Normand) и находятся дом художника и «огород» цветов.

Живерни. Часть северная
А в южной части парка, в который можно сейчас пройти через туннель под автодорогой, - расположен этот самый знаменитый "Водный сад" (Jardin d'Eau), разбитый на месте бывшего болотца.

Живерни. Часть Южная, с прудом. Вон там - усадьба мастера
Моне писал так: «…ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели». Вставая каждый день в пять утра, он приходил сюда в любую погоду и рисовал, создавая картины в натуре. А после переносил их на холсты. …

Моне. Японский мостик
Моне прожил в Живерни до самой своей смерти в 1926 году, тут его и похоронили при маленькой сельской церкви.

Вот она, местная церковь, тут - Моне
Вот так, вместо маленьких ремарок, сделала полноценную экскурсию.
В Живерни как-то не очень хорошо с жилым фондом, - дорого. А останавливаться в унылых мотелях при дороге совсем не хотелось. Выбрала я в каком-то совсем забытом Богом хуторе B&B La Buissonnière в крестьянском доме 17 века. Адрес, кончено, дело гиблое в таких локациях. Координаты GPS – наше все. Однако наша IGO привела нас в какой-то лесок, радостно пролепетала «Пункт назначения» - и замолкла. Хорошо, что мы ученые. Сначала поехали искать хутор, и только потом собирались отправиться в музей Живерни, дело-то к ночи. Места там, скажем честно, безлюдные.

Где-то в полях Франции. В поисках ночлега
Франция сельская. С плотностью населения не густо
Положение усугублялось тем, что в спешке сборов в Онфлере, я куда-то засунула букинг, и не могла вспомнить, - куда. Мы даже название B&B не знали!. Разворачиваемся, едем к одинокому домику в полях, который мы видели по пути. Стучимся к хозяевам – оказалось, там живет местный главный электроинженер. Иностранным туристам, заблукавшим в полях, им сразу был предложен кров. Вот так. Это про открытость и доброжелательность местных жителей. Однако мы просим только Интернет – найти, где же нас все же ждут, и принтер, распечатать букинг. Получаем все желаемое. А в добавок – хозяин садится в машину и отвозит нас в наш B&B La Buissonnière  который оказался всего в 7 км от его места жительства. Это уже не первый раз в наших путешествиях, местные жители провожают нас на машинах, мотоциклах к местам ночевок.

Наш "отель" Снаружи - только стена
Наш дом очень интересен. Во-первых, как я и говорила, это старинный деревенский дом. С одной стороны он выглядит как забор или крепость, а с другой – чудесный загородной дом с массой подсобных помещений.

А это - со двора. Очень нравятся арочные окна-двери. На них и купилась
Территория
Двери в номера не запираются. B&B принадлежит семье творческой. Тут нас тоже кормят на завтрак домашней органической едой. А совсем вечером, возле камина, мы пьем традиционно, вино.

Вид из окна
А вы такое делать умеете?
Это уже территория хозяев. Заглянула, искала
Наслаждаемся вином. Очень, очень поздно
Тут, конечно, абсолютно негде ужинать. Мы бронируем место в каком-то типа хорошем ресторане в 20 км от отельчика, и едем на ночь глядя, в Живерни.
Печаль печалью, однако в музей мы уже не успеваем. Но уехать в Париж без посещения оного я отказываюсь категорически, поэтому визит в музей осуществляем утром (собственно, я уже почти все и рассказала про музей)

Забронированный ресторан нам не нравится, и мы, покатавшись по орестностям, снова возвращаемся на ужин в Живерни в Restaurant Baudy,  где, кстати, неслабая запись на столики! Нас, в виде исключения, усаживают уже не в ресторанном зале, а на входе. Еда простая, но очень вкусная и ее очень много. Будьте осторожны, заказывая, не переусердствуйте.

Это моя тарелка. И - да, я этого ягненка съела!
Дорога "домой". Ночью тут, вообще, косули прыгали под колеса

Вот такие дороги Франции
Утром я немного погуляла по окрестностям. Интерено же, как живет французская глубинка!

Ба, и тут - почти Моне
Лошадки
Не музей. Просто имение
Вот такая усадьба. Мне нравится...
Вот такая она, Франция сельская
Я понимаю импрессионистов. Честно...
Приезжаем в Живерни. Вчера мы тут так нагулялись, что все знаем. В селе несколько парковок. Есть парковка сразу перед входом в музей. Как правило, она забита под завязку. Вот и нам не повезло - разворачиваемся и уезжаем. Есть еще 2-3 парковки возле шоссе. Скажу честно, там тоже очень даже не свободно. Муж остается охранять машину, а то припрут машинами! Хотя, проблемы с заставленными машинами в Живерни решают очень забавно. Как только кого-то заблокировали - приезжает эвакуатор и убирает машину, загородившую выезд. Выехали? Машина-винонвница сразу же возвращается на место, где и стояла.

Живерни. Парковка. Тачка не наша. Ну и что?
Карту Живерни мы не брали. А что там брать? Городок в одну улицу….Можно купить комбинированный билет на посещение двух музеев – музея Моне и музея импрессионистов недалеко в парке. Музей импрессионистов мы пропустили сознательно. И билет не покупали.
Вся деревня Живерни – просто сплошной сад. Все ухожено и красиво. Очередь в музей Моне с утра заняла у меня минут 40! Планируйте с запасом. И вообще, у меня сложилось впечатление, что лучше приехать часам к 16-00. 2 часа на музей хватит. А людей вечером было меньше.

Живерни. Село
Это - просто село Живерни
Это - не сады Моне! Это просто в селе такие цветники
Что мы там говорим про озеленение наших городов?
Просто клумбы в селе
Фотографировать в доме художника, оказалось, нельзя. Но раз уж сфотографировала – не удалять же. И еще, я не знаю – копии или оригиналы в доме-музее. Встречала информацию, что в музее – копии картин. Но не уверена, что это правда. Кстати, после очереди за билетами заходишь на территорию - и стоишь в очереди в дом. Он маленький, все сразу в него не вмещаются. Рекомендую сначала все же все отстоять, а потом гулять с удовольствием. Очередь в туалет присутствует, конечно, тоже. Но я оную проигнорировала.

В комнатах художника
Понятно. Картины на стенах. А вот оригиналы ли? Не знаю
Очередь в дом Моне
Отреставрированный после долгого периода запустения благодаря щедрости американских и французских меценатов, сад Клода Моне был широко известен уже в начале века. Жорж Клемансо, знавший художника еще со времен "Гербуа" и владевший одним из деревенских домов неподалеку от Живерни, писал: "Сад Клода Моне можно считать одним из его произведений, в нем художник чудесным образом реализовал идею преобразования природы по законам световой живописи. Его мастерская не была ограничена стенами, она выходила на пленэр, где повсюду были разбросаны цветовые палитры, тренирующие глаз и удовлетворяющие ненасытный аппетит сетчатки, готовой воспринимать малейшее трепетание жизни".

Так видел свой сад из окна художник
Коллеги-художники часто навещали Моне в Живерни. Здесь бывали Матисс, Сезанн, Ренуар, Писсарро и другие. Зная об увлечении хозяина цветами, друзья привозили ему в подарок растения. Таким образом у Моне появились, например, древовидные пионы, привезенные из Японии.

15-летний капитан?
Сад, реально, хорош. Можно, конечно, его посмотреть с уже упоминавшейся дороги, но все же рекомендую сходить в музей.
Хотя там очень, очень много людей! Что портит впечатление. Но - вооружен знанием, значит подготовлен и не рассторен. И еще - в Живерни много цветочных магазинов. Покупай - не хочу. Мы не рискнули - боялись не довезти. Запечатлела на матрицу.

Цветы Живерни
Все, последние тюльпаны в этом посте
Провожу тут больше времени, чем планировала. Думала, будет просто галочка из серии «мы тут были». А в действительности мне очень понравился Живерни. Неожиданно. Только в час дня выезжаем на Париж.

Наша версия "Кувшинок". Их тоже можно прикупить

Комментарии